Компания TSM работает в штатном режиме
Компания TSM работает в штатном режиме. Не переживайте - экспортируем и импортируем посылки, письма, грузы. Получите консультацию или закажите доставку удобным способом - по телефону, WhatsApp, Telegram или электронной почте
Рассчитать перевозку
Назад

Перевозка наливных опасных грузов

09.04.2021

Классификация наливных грузов

Вещества в жидком и газообразном состояниях, перевозимые автоцистернами без тарирования, считают наливными грузами. К их числу относятся:

  • сырая нефть, продукты ее переработки (мазут, моторное масло, дизтопливо);
  • химические вещества (кислоты и щелочи, лакокрасочные составы);
  • пищевая продукция (растительные масла, молоко, напитки, вода, соки);
  • сжиженные газы (метан, пропан, бутан).

Наливные грузы всех типов транспортируют в объемах от 1 литра до цистерны и более.

Свойства наливных грузов, на которые стоит обращать внимание в первую очередь

Важно учесть при перевозке физико-химические свойства наливных грузов, влияющие на безопасность доставки.

Плотность. Обозначает соотношение массы вещества к объему. Плотность непосредственно связана с температурой. При нагревании жидкости увеличиваются в объеме, при охлаждении — уменьшаются. Эту характеристику обязательно принимают во внимание при наполнении цистерны. К тому же температура наливных грузов при длительной перевозке может повыситься, из-за чего жидкость, налитая до краев, будет искать выход. В герметичной цистерне это с высокой долей вероятности спровоцирует взрыв.

Вязкость (текучесть). Параметр, который определяет скорость и условия налива грузов для перевозки. Вязкие вещества менее текучи — чтобы залить их в цистерну, потребуется больше времени. Кроме того, возможно привлечение вспомогательных приспособлений вроде насосов и применение дополнительных мер, например подогрева.

Температура застывания. Оказывает влияние на технику погрузочно-разгрузочных работ, процесс транспортировки. Если наливной груз быстро остывает, перед наполнением бака потребуется нагрев. Альтернативным решением становятся цистерны с подогревом, препятствующие застыванию вещества и применимые для перевозки таких наливных грузов, как битум и асфальт.

Испаряемость. Показывает склонность вещества к переходу из жидкого в газообразное состояние. Максимальной испаряемостью обладают бензин и прочие нефтепродукты. Интенсивность этого свойства зависит от типа и температуры вещества, времени года, площади свободной поверхности жидкости. Зная степень испаряемости, можно спрогнозировать допустимые потери наливных грузов при доставке, хранении, загрузке.

Теплоемкость. Обозначает количество тепла, нужное для нагрева вещества на 1 °C. Величина помогает определить, сколько времени и энергии уйдут, чтобы нагреть жидкость до температуры, позволяющей спокойно сливать/наливать вещество.

Температура вспышки. Термический максимум, при котором пары опасного наливного груза, вступившие в контакт с воздухом, могут воспламениться при наличии открытого огня. Этот параметр определяет пожароопасность жидкости, а значит, предельную температуру, до которой она может быть нагрета при перевозке и погрузке. К примеру, при заливании в бак нефтепродуктов необходимо, чтобы температура вещества была на 10 °C ниже температуры вспышки.

Температура воспламенения. Термический минимум, при котором способен самовоспламеняться опасный наливной груз. Параметр актуален при выборе цистерны, в ходе перевозки, погрузки/выгрузки.

Предел взрываемости. Показывает минимальный уровень паров вещества в воздухе, при котором жидкость может взорваться в присутствии открытого огня, раскаленных металлов и т. п. Эта же характеристика предупреждает, насколько опасна жидкость при перевозке.

Электролизация. Свойство вещества накапливать заряд статического электричества, который способен вызвать искру, спровоцировать воспламенение груза. Накопление зарядов обычно происходит, когда жидкость перемещается по резиновым шлангам через металлические фильтры. Помимо того, статическое электричество способно возникнуть при погружении вещества в цистерну. Избежать воспламенения при перевозке наливных опасных грузов позволяет заземление эстакады, ограничение максимальной скорости загрузки и добавление в вещество специальных присадок.

Коррозионность. Способность разъедать металлы, которая особенно свойственна кислотам и щелочам. Чтобы перевозимый опасный наливной груз не повредил цистерну и не вытек, используют специальные емкости с усиленной защитой.

Токсичность. Означает, что вещество способно навредить организму человека. Работа с подобными отправлениями требует соблюдения строгих мер безопасности. Кроме того, все участники процесса обязаны контролировать концентрацию опасных паров вещества в воздухе.

При перевозке таких наливных грузов, как нефть и нефтепродукты, еще берут во внимание:

  • октановое число, которое говорит о детонационной способности жидкости;
  • цетановое число, которое определяет воспламеняемость топлива.

А при перевозке таких наливных грузов, как растительные масла и жиры, учитывают:

  • йодное число — чем выше оно, тем больше вероятность окисления;
  • кислотное число, отражающее начало процесса гидролитического распада масел и жиров.

Порядок организации перевозки наливных опасных грузов

Любая перевозка опасных жидких грузов — трудоемкий процесс, который требует учитывать множество нюансов. Чтобы в пути не возникло проблем и отправление было доставлено в целости, необходимо знать тип и свойства транспортируемого вещества.

Все характеристики опасного груза, условия его хранения и перемещения, а также принципы оказания первой помощи при аварии и методы обезвреживания содержатся в паспорте безопасности, доступ к которому обязан быть у экспедитора и перевозчика.

Также следует помнить, что перевозка всех опасных, в том числе наливных грузов, требует разрешения на проезд по автодорогам, специальной подготовки экспедитора и допуска транспортного средства к такого рода доставкам. Чтобы предусмотреть все эти нюансы, организатор перевозки должен знать код вещества по ООН.

Транспортные средства для перевозки наливных опасных грузов

Обычно перевозку наливных грузов производят в цистернах либо контейнерах-цистернах. Выбор конкретного транспортного средства достаточно велик и связан с типом перемещаемого вещества.

По температурному режиму

В зависимости от поддерживаемого температурного режима цистерны делят:

  • на изотермические — могут поддерживать определенную температуру и потому используются для доставки скоропортящихся наливных грузов;
  • с паровой рубашкой — обеспечивают возможность нагревать вещество во время транспортировки и при сливе;
  • с автономным подогревом — удерживают жидкость в нагретом состоянии в течение всего пути следования;
  • без температурного режима — подходят для веществ, которые не требуют особых условий транспортировки.

По требованию к их производству

По материалу изготовления и требованиям к производству цистерны для перевозки наливных грузов классифицируют на несколько типов:

  • сделанные из особой стали, устойчивой к влаге, высоким температурам, кислотам, щелочам;
  • с внутренним гуммирующим слоем, формирующим буфер между перевозимым наливным грузом и стенками цистерны, за счет этого продлевающим срок службы последней;
  • из алюминиевого сплава, который меньше подвержен коррозии, препятствует образованию искр и потому часто используется для доставки опасных наливных нефтепродуктов;
  • усиленной конструкции, которые выдерживают повышенное давление благодаря наружному кожуху и внутренней емкости, идеальны для перемещения газов;
  • разделенные на отсеки, которые позволяют транспортировать в одной цистерне несколько разнотипных наливных грузов;
  • для доставки пищевых продуктов, соответствующие санитарным и экологическим нормам.

Эта классификация автоцистерн для перевозки наливных грузов не является исчерпывающей. Любая емкость может обладать сразу несколькими характеристиками и использоваться как для транспортировки одного вещества (например, молоковозы для молока) или группы жидкостей с похожими свойствами.
Обычно наливные грузы для доставки загружают прямо в цистерну, но возможно использование дополнительной упаковки — флекситанка.

Что такое флекситанк?

Так называют пластичную емкость из полимера, которая предназначена для перевозки наливных грузов, не причисляемых к категории опасных. Тара практична и экономична, хотя относится к одноразовым и требует утилизации уже после первого применения.

В сдутом виде пустой флекситанк устанавливают внутри типового 20-футового контейнера. Затем присоединяют шланг и заполняют жидкостью с помощью электрического насоса. После этих операций наливной груз готов к транспортировке.

Дополнительно допускается создание защитного слоя, задача которого — уберечь содержимое контейнера от смены температурного режима. Он же позволяет нагреть содержимое паром или электричеством, чтобы эффективно произвести разгрузочные работы.

Главное преимущество флекситанка состоит в том, что легко решается проблема поиска цистерн, подходящих для перевозки наливных грузов. Подобрать типовой 20-футовый контейнер гораздо проще. Кроме того, стоит он в несколько раз меньше.

Есть и значительный минус: флекситанк не подходит для перевозки всех опасных грузов.

Какие документы нужны для перевозки наливных опасных грузов?

Кроме обязательного комплекта документации (товарно-транспортной-накладной, путевого листа, бумаг на автомобиль) перевозка любых опасных грузов предполагает составление паспорта безопасности. Если в цистерне содержатся продукты питания, к прочим сопроводительным документам прикладывают:

  • санитарно-гигиенический и ветеринарный сертификаты;
  • сертификат соответствия транспортного средства экологическим нормам;
  • справку о прохождении медосмотра (для водителя).

Транспортировка опасных грузов требует соблюдения еще более строгих требований, включая наличие:

  • разрешения на проезд;
  • свидетельства ДОПОГ о допуске ТС к перевозке наливных грузов, относящихся к опасным;
  • свидетельства ДОПОГ о подготовке водителя;
  • письменных инструкций с описанием наливного груза, условий перевозки и мероприятий, которые должны применяться в случае аварии;
  • свидетельства о загрузке контейнера (при смешанной перевозке наливных грузов с участком морского пути).

Требования к водителям для перевозки опасных грузов

Водители, занимающиеся перевозкой опасных грузов, обязаны иметь специализацию. Для этого им необходимо пройти обучающий курс и сдать экзамен по обращению с заявленными классами опасных грузов.

Опыт экспедиторов необходимо подтверждать действительным свидетельством ДОПОГ.

Обязанности водителя

Чтобы получить допуск к перевозке наливных грузов, классифицированным как опасные, водитель обязан:

  • пройти инструктаж по подготовке к доставке данного типа;
  • изучить информацию об опасности различных веществ и нормативах обозначения транспортных средств и упаковок;
  • быть в курсе свойств транспортируемых грузов;
  • знать инструкции по доставке конкретных веществ;
  • обладать опытом работы от 3 лет;
  • уметь правильно вести себя в случае аварии и оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
  • планировать и рассчитывать маршрут перевозки опасного груза.

В каждом рейсе водителю и экспедитору необходимы средства индивидуальной защиты и наличие документов, в частности нужно иметь на руках:

  • водительское удостоверение для управления грузовым автомобилем с прицепом или полуприцепом;
  • свидетельство ДОПОГ для перевозки опасных грузов;
  • медицинскую справку, разрешающую работу с опасными грузами;
  • сопроводительные документы для перевозки конкретных грузов;
  • лицензионную карточку на транспортное средство.

Получившему разрешение и выполняющему доставку водителю необходимо убеждаться в технической исправности и отсутствии повреждений автоцистерны перед каждым выездом, при доставке соблюдать ПДД и выполнять прямые обязанности, перечисленные в должностной инструкции. При аварии в ходе перевозки наливного груза об этом событии нужно оперативно и корректно сообщить должностным лицам, отвечающим за транспортировку.

Запреты на пересылку предметов и веществ

Закон запрещает пересылку по почте взрывчатых, горючих, токсичных, радиоактивных предметов и веществ. Когда доставка такого жидкого сырья или изделий необходима для производственных, научных и иных целей, следует обращаться в компании, которые имеют лицензии на транспортировку опасных грузов.

Пишите в чат на сайтах: tsm.bz или timesavingmachine.ru, обращайтесь по телефону +7(495)023-49-19 или пишите в WhatsApp/Telegram: +7 (985) 170-03-76.

Канал в Telegram: https://t.me/timesavingmachine 

VK: https://vk.com/timesavingmachine 

OK: https://ok.ru/group/55927064232098 

Поделиться статьей
Была ли страница полезной?

Читайте также

Сделать расчет за 15 секунд

Заполните поля и получите расчёт бесплатно
Откуда?
Для точного расчета стоимости укажите индекс (postcode).
Куда?
Если отправление международное укажите индекс (postcode).
Тип отправления
В компании TSM физические и юридические лица обслуживаем в разных отделах. Пожалуйста, выберите подходящий пункт:
На что обратить внимание сотрудникам TSM при отправке груза или документов

Пожалуйста, опишите в форме важные условия, например: 

  • позвонить за час до визита курьера;
  • учесть, что отправляете хрупкий груз;
  • нужна упаковка;
  • необходимо оформить сопроводительные документы.
Укажите личный контактный номер телефона, на который необходимо выслать результат расчета
Отправляя сведения, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006, ознакомился и принимаю условия пользовательского соглашения, политики конфиденциальности и договора оферты.
Назад
Далее
Подпишитесь на рассылку — получите персональную скидку
Отправляя данные, вы подтверждаете, что согласны с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Была ли страница полезной?
Доставка по России и миру
+7(495)023-49-19
Пн-Пт — 09:00-19:00
Наверх
Мы используем cookie