В 2022 году РФ начала специальную военную операцию на территории Украины, после чего западные государства обрушили на нашу страну экономические и политические санкции, показавшие слабые места России и выявившие сильную зависимость от западных логистических цепочек поставок товара.
Ограничения на поставку продукции в РФ, запрет на движение автомобилей с грузами по дорогам ЕС, закрытие движения для судов под российским флагом, ограничения на прямые рейсы между частью государств подтолкнули Россию обратить свой взор на Юг.
Страны Персидского залива, Индия, африканские государства приобрели новое значение для российской экономики в 2022 году. Транспортный коридор от Санкт–Петербурга до Мумбаи стал основным преимуществом для международной торговли между странами в условиях западных санкций.
Запланированный в конце 90–х годов маршрут требовал крупных инвестиций и долгих лет окупаемости. Однако теперь Север — Юг становится главной торговой магистралью России и имеет не столько экономическую значимость, сколько стратегическое значение.
В этой статье разбираем, чем так важен данный путь для России и когда он заработает на полную мощь.
В чем плюсы для России от работы через новый канал
Необходимость в новых международных судоходных маршрутах появилась еще в 2021 году, когда катализатором стала авария контейнеровоза Ever Given в Суэцком канале, заблокировавшего движение между Азией и Европой. Ежегодно через Суэцкий канал проходит до 10–12 % мирового грузопотока. В период аварии каждый час простоя стоил 400 млн долларов США. Блокирование канала привело к поднятию цен на энергоносители почти в два раза. Недоступность привычного маршрута вынудила бизнес искать альтернативные пути через Африку, что увеличивало расстояние доставки на 8 000 км.
В 2022 году внешнеэкономические связи РФ сильно изменились, и рынок распределился на три части: Китай, Индия и Иран. Главным логистическим маршрутом на пути к новым торговым площадкам стал путь Север — Юг. Дорога не только связывает нашу страну с прикаспийскими странами — магистраль также является точкой пересечения путей, ведущих в страны Азии и Европы через Иран, образуя транспортный коридор для международной и внутренней торговли.
Торговый оборот России и Индии увеличился в 2,3 раза в сравнении с 2021 годом.
Маршрут Север — Юг
Путь Север — Юг начинается от порта под Санкт–Петербургом и проходит через Северо–Запад РФ и бассейн Волги до Астрахани. Маршрут включает в себя автомобильные и железные дороги. Когда новый логистический путь только обсуждался, основная роль принадлежала странам ЕС. В 2022 году все изменилось. Государства Евросоюза приостановили въезд в коридор автомобилей с российскими номерами. Исключение действует на перевозку медицинских препаратов, продуктов питания и гуманитарной помощи.
Путь является мультимодальным и предусматривает использование 2–3 видов транспорта. Из Астрахани до Ирана маршрут делится на три части, используя железнодорожный, автомобильный и морской транспорт.
Огибая Каспийское море, грузы приходят в Иран, откуда отправляются в Индию и страны Персидского залива. Плюсом Каспийского коридора является протяженность. В сравнении с Суэцким каналом маршрут короче, а это снижает стоимость транспортировки товаров. Есть и минусы: на пути расположены устаревшие железные дороги, не развита автомобильная инфраструктура, что тормозит отправляемые грузы.
Андрей Белоусов в своем обращении заявил, что западный маршрут через Азербайджан будет приоритетным, так как транскаспийский путь по морю дороже по логистическим затратам из–за того, что отправления предполагают 2–3 этапа погрузки и разгрузки товара.
Из России транзитом отправляются зерновые культуры, древесина и нефть. Летом 2022 года таможенные руководители РФ, Ирана и Азербайджана подписали документ об упрощении транзитных перевозок грузов через пропускные пункты стран.
Проблемы в инфраструктуре
Большие инвестиции потребуется вложить в развитие автомобильных дорог в России и железнодорожных полотен в Иране. Часть денег будет направлена в Казахстан. Проекты разделяются на три блока по степени приоритетности. В первую категорию включены работы, связанные с расширением критически узких дорог и недостающих частей пути. В РФ запланировано строительство логистического центра в порту Каспийского моря. Основным препятствием для западной ветки является незаконченная часть железной дороги в Иране. Строительство займет 2–3 года, и Россия выделяет на проект большие инвестиции.
В дальнейшем требуется обновить автомобильный парк Ирана, так как имеющиеся в стране автомобили устарели. Часто бывает, что коммерсант не уверен, доедет ли машина до пункта назначения или развалится на половине пути.
Затем будет расширяться Волго–Каспийский канал, так как планируется в 2–3 раза увеличить грузопоток по данному направлению.
Таможенные препятствия
Существуют и другие проблемы: таможенные и финансовые ограничения, отсутствие документооборота между участниками процесса, страховка отправлений. Для решения данных вопросов российские и иранские банки в первом квартале 2023 года сообщили об объединении банковских систем, благодаря чему теперь возможно обмениваться информацией напрямую.
Наличие 3–4 границ на пути следования груза задерживает транспортный процесс, так как отправления проходят таможенную очистку. Планируется создание единого документооборота между странами и упрощение таможенных проверок.
Препятствия и проблемы в развитии нового канала дают еще больший стимул двигаться вперед. Путь Север — Юг способен составить конкуренцию Суэцкому каналу, но для окупаемости проекта потребуется не один год.
Международная логистическая компания Time Saving Machine наладила новые маршруты для доставки образцов из России в Индию и в обратном направлении. Курьеры перевозят посылки в Иран, Азербайджан, Китай и другие страны мира. Для каждого отправления подбирается надежный упаковочный материал, чтобы при перевозке вложение не пострадало.
Сроки транспортировки грузов из Индии в Россию составляют от 8 до 9 рабочих дней. Есть и экспресс–тарифы с перевозкой за 48–96 часов.
Нужна доставка посылок и грузов из России за границу или в обратном направлении? Пишите в чате на сайтах tsm.bz или timesavingmachine.ru, обращайтесь по телефону: +7 (495) 023–49–19 или в WhatsApp: +7 (985) 170–03–76.