Азия после введения санкций против Российской Федерации, оказалась в экономически выгодных условиях. В период с февраля по октябрь 2022 года количество заявок на транспортировку грузов через СНГ на импорт и экспорт увеличилось на 136% по данным местной биржи перевозок.
Удачное территориальное расположение республик на пересечении 11 экономических коридоров в купе с 10 дополнительно открытыми пропускными пунктами автотранспорта сделали СНГ транзитными государствами для доставки в Россию зарубежных санкционных товаров. Для ввоза последних используется 3 варианта взаимодействия с таможенными органами:
- реэкспорт прямой или косвенный. Прямой реэкспорт подразумевает конечной точкой доставки европейского груза — страны СНГ в Азии, где товар без растаможки продается в Россию напрямую от получателя в республике и со склада местной таможни. Косвенный реэкспорт представляет собой продажу международного груза российскому клиенту в пути еще до прибытия в партнерскую страну. Конечная таможенная очистка в обоих случаях проводится на территории РФ;
- ложный транзит — после затаможки товара в Европе меняется маршрут следования транспорта и прокладывается через Россию вопреки ограничениям. На таможенном посту РФ товар отправляется на местный склад и проходит дополнительную таможенную процедуру, которая позволяет продать санкционный груз на запрещенной территории;
- таможенная очистка в третьей стране. Такая схема взаимодействия позволяет забрать санкционный товар у отправителя, доставить груз в страну без санкций, растаможить его и уже очищенный от таможенных ограничений доставить получателю в России без ведома отправителя из Европы.
Каждая из схем доставки в Россию сопровождается повышенными расходами для российских получателей. Например, россиянам приходится оплачивать НДС. Смена собственника международного груза на складе временного хранения в стенах таможни в стране средней Азии возможна только при доставке товара для собственных нужд или для представительства компании на территории республики.
На таможне в Средней Азии существует отдельный стоп–лист грузов, ввоз которых инспекторы не допустят. Например, товары с серийными номерами, технику, подлежащую сервисному обслуживанию и продукцию с программным обеспечением, которое способно отразить местонахождение прибора через интернет.
Правительства СНГ в Азии и России ищут выход из сложившейся ситуации. Для упрощения работы по доступным вариантам доставки и для продолжения ведения наземного транспортного сообщения с Европой многие российские курьерские компании открыли филиалы в странах Средней Азии и обзавелись тягачами с местными автомобильными номерами. Вот только на скорость доставки это не сильно повлияло. Машины из азиатских стран СНГ выезжают с грузами в Россию и долго находятся в ожидании загрузки в обратном направлении, чтобы не возвращаться в республику пустыми.
Что же до действий Российской Федерации, то алгоритм международной доставки груза упрощается на законодательном уровне. В Госдуме прошло второе чтение законопроекта о корректировках таможенного регулирования с возможностью использования “таможенного склада” и “свободного склада”. Это позволит прерывать международный таможенный транзит путем заезда машины с иностранным грузом на такой склад. Но пока законопроект не вступил в силу и находится на доработке из-за несогласия партнеров ЕАЭС.